понедельник, 7 декабря 2015 г.

Зачем заниматься профессиональной рефлексией?

ЦЕЛЬ: Развитие навыков профессиональной рефлексии
ЗАДАЧИ:

  • Определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров. 
  • Поиск способов для самореализации и самоутверждения себя как личности. 
  • Обеспечение новых подходов к организации образовательного процесса: системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельностного, личностно-ориентированного. 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ:
  • Расширение образованности
  • Повышение педагогической и психологической компетентности 
  • Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков
  • Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Теоретико-исследовательская деятельность

а)Изучение научно-педагогической литературы по направлению развития
б)Создание ЛИКС (личной информационно - коммуникационной среды)
в)Разработка собственных методических материалов 

2. Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства. Готовность воспринимать новое

3. Создание консалтинговой службы для поддержки профессиональной деятельности
Схема для проектирования ПСП








Каждая профессия предполагает определённую совокупность знаний, умений и навыков, без которых специалист-профессионал не состоится. Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Её социальная значимость и потребность в ней никогда не ослабнут, потому что обучение и воспитание – явления непреходящие, постоянно требующие совершенствования.

Сегодня учитель обращает самое пристальное внимание на себя. Профессия учителя должна отвечать целому ряду важнейших требований. Эти требования возрастают в современных, довольно быстро меняющихся, условиях. В данное время формирование педагогического мастерства учителя – объективная необходимость, позволяющая вызвать к жизни у учащихся их огромные интеллектуальные возможности, обеспечить понимание и усвоение всевозрастающего объёма научной информации. Учитель сам должен быть готов к изменениям, чтобы воспитать социально – адаптированного гражданина с активной жизненной позицией.

Учитель должен быть совершенной, гармонически развитой личностью, способной к бесконечному саморазвитию и самообразованию. Самообразование – это надёжная опора для повышения педагогического мастерства. Это единственно верный путь обновления устаревшей информации, овладения новыми знаниями, повышения профессионального роста, мастерства. К.Д. Ушинский говорил о том, что учитель живёт до тех пор, пока он учиться, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

Формирование личности учителя будет происходить при определённых условиях. Во-первых, необходимо получение качественного образования в педагогическом учебном заведении. Во-вторых, должна быть дана возможность непосредственно работать по педагогической специальности, постоянно повышать свою квалификацию. В-третьих, предполагается присутствие дополнительных факторов, влияющих на эффективность труда педагога. Это наличие возможностей для творческого роста, высокий уровень заработной платы, наличие технических средств, способствующих эффективной работе, возможность участвовать во внедрении новшеств и разработке новаций, хорошие взаимоотношения в коллективе, возможность достичь успехов в работе, признание труда со стороны коллег, руководителей, внешнего окружения.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).

Культура профессионального самообразования педагога — один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, инновационноепредметное/дидактическое, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
Общеобразовательное самообразование включает в себя: 
— общеобразовательную информацию; 
— информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность; — знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.
Инновационная деятельность - это деятельность связанная с поиском условий, резервов, путей для максимального развития личностного потенциала субъектов образования.Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность,изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности >>>>>>
Предметное/дидактическое самообразование включает в себя: 
— чтение специальной литературы по предметам; 
— посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
Психолого-педагогическое самообразование включает: — углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
Методическое самообразование включает в себя — шлифовку методики преподавания через: 
— чтение специальной литературы; 
— изучение педагогического опыта; 
— анализ собственной деятельности. 
Вся эта деятельность может проводится при условии готовности к ее осуществлению. Готовность к самообразованию (СО) складывается из следующих сформированных компонентов:
- когнитивного (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять и др.);
- мотивационного (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования и др.);
- организационного (умение выбрать источники познания и формы самообразования и др.);
-нравственно—волевого (любознательность, критичность, трудоспособность и т.д.). 
Виды самообразовательной деятельности педагога: фоновое общеобразовательное самообразование — самостоятельная познавательная деятельность как естественная часть жизни учителя (чтение художественной литературы, просмотр отдельных телепередач и т.д.). Фоновое педагогическое самообразование — просмотр и чтение педагогической периодики, книг по педагогике, психологии и методикам и др. Перспективное профессиональное самообразование — работа учителя над определенной психолого-педагогической проблемой продолжительной во времени. Актуальное педагогическое самообразование — работа над отдельными существенными затруднениями в своей педагогической деятельности.

Результат (продукт) самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
- повышение качества преподавания предмета, 
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования 
- разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления 
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей 
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка 
- проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям 
- создание комплектов педагогических разработок 
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) 

***
Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда не стандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический». (М.М.Поташник)

Педагогическая деятельность-это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество-это всё, что нас окружает. Прежде всего, это культура, искусство, знание, труд, красота.
Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет». (Н. Рерих)
В современных условиях всё больше появляется педагогов-мастеров своего дела.
Встаёт вопрос: творчество и мастерство — одно и то же или нет?
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, ещё не мастер.
По уровню творчества педагогов условно можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят педагоги, владеющие набором стандартных приёмов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности.
Вторая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности.
И, наконец, третья группа – педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Таким образом, можно подвести итог.
Качество дополнительного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической и творческой подготовки и профессионального мастерства педагогов.
Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогов с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий